Эссе «Я — учитель»

     Каждый рабочий день начинается одинаково — я включаю компьютер. Вы скажете, так поступают все современные люди последних лет: узнать новости, погоду, проверить почту, зайти на странички в социальных сетях. Но малая толика из них включают компьютер, чтобы работать. Вот и я принадлежу к таким… Вы подумали, что я — программист? Отнюдь. Я – учитель дистанционного обучения детей –инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся на длительном лечении. Учу детей не только основам компьютерной грамотности, я учу их понимать природу, познавать что, как и почему происходит в окружающем мире по средством физики.

     Дети всегда думают, что у учителя никогда не было «троек», что он всегда хорошо учился и ему все легко давалось. Скажу по себе – это неправда. До 7 класса у меня было по 5 «троек» за учебный год. Я училась, что называется «средненько». В 7 классе появился новый предмет физика и новый учитель – Тугарина Валентина Алексеевна, которая хорошо знала моих родителей и меня, так как была соседкой по дому. На уроках она все время говорила, что я могу учиться лучше. И в вечернее время, видя ее уже на лестничной площадке нашего дома, было особенно неудобно за свои оценки. И в один момент меня «переключило», я стала внимательно слушать уроки, делала домашнее задание, читала много дополнительной литературы и по окончанию школы решила связать себя с физикой. Поэтому поступила на физико-технический факультет, где и встретила своего будущего супруга, ныне кандидата технических наук, доцента кафедры общей физики Бурятского государственного университета. Так что с физикой я связала не только свою профессию, но и семейную жизнь. Успешно завершила обучение в ВУЗе, поступила в аспирантуру БНЦ СО РАН, Отдел физических проблем. На сегодняшний момент продолжаю писать диссертационную работу по теме: «Локализация электромагнитных волн в двумерных дискретных средах». Участвовала в конкурсе «Лучший аспирант в области физико-математических наук», где удостоилась диплома Министерства образования и науки Республики Бурятия – Диплом с присуждением Республиканской стипендии за успехи в научно-исследовательской деятельности в области физико-математических наук (1 место).

    После окончания университета, когда думала о трудоустройстве, снова мне помогла Валентина Алексеевна, рассказала о вакансии учителя физики в специальной коррекционной школе — интернат № 62 для слепых и слабовидящих детей. И свой педагогический путь я начала именно оттуда. Будучи совсем неопытным педагогом, работая с детьми с особыми образовательными потребностями, мне пришлось изучить шрифт Браиля, научиться пользоваться грифом и приборами. Все дети видят мир по-своему, у всех есть своя позиция, но душа ребенка с ОВЗ совсем другая, она более чуткая и бескорыстная. Общаясь с ними, ты понимаешь, что ценности в жизни совсем иные, и проблемы уже не кажутся такими серьёзными и ты просто радуешься жизни. Я поняла, что хочу помогать им, хочу делиться своими знаниями и познавать их. Спустя 2 года устроилась в Центр дистанционного обучения для детей – инвалидов, детей с ОВЗ и детей, находящихся на длительном лечении. Тогда я увидела всю несправедливость природы… В первое время было нереально тяжело просто смотреть на них, на глаза наворачивались слезы, сердце так странно сжималось. Но их заинтересованные глаза, их постоянные интересные вопросы: почему солнце не стоит на месте, куда исчезает вода из луж, откуда радуга на небе, как появляется молния и многое-многое другое погрузило нас в физику. Чтоб их интерес не пропадал, использую на уроках разные методы и формы, современные технологии, постоянно меняю вид деятельности, обязательно провожу физкультминутки, так как идет работа за компьютером и на перемене ребята не ходят из кабинета в кабинет, а сидят дома. Проработав в Центре дистанционного обучения год, позвала сюда Валентину Алексеевну. Теперь она не только мой любимый учитель, но и коллега.

   Стремительно меняется время, меняются люди и отношения между людьми, но роль учителя неизменна, учитель всегда будет передавать знания, будет учить уважению и любви к ближнему, вкладывать нравственные понятия в души своих учеников. Мне по душе высказывание Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Постоянно работаю над собой и стремлюсь быть «совершенным» учителем для своих учеников.

   А что такое быть “совершенным” ? Если даже с учениками обычных школ возникает много трудностей при изучении моего предмета. А уж при дистанционной форме обучения это становится особенно актуальным вопросом, когда дети, требующие особого подхода, находятся по ту сторону монитора. Как заинтересовать учащихся, как объяснить, как показать, как достичь успеха при дистанционном изучении такого сложного предмета как физика.

    Центр дистанционного обучения, в котором я работаю на протяжении пяти лет, является одним из наиболее перспективных и актуальных, отвечающих современным условиям и запросам общества, форм получения образования, что способствует формированию новой образовательной среды, в котором дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Как ни в какой другой школе учащиеся Центра имеют возможность учиться по максимуму или по минимуму, быстро или долго, в коллективе или индивидуально, очно, заочно или экстернатом. К тому же по ходу учебы выбирать наиболее эффективные формы обучения.

     Я – учитель, я-товарищ, я-друг. Я следую словам К.О. Конради в том, что задача учителя не в том, чтобы сделать себя необходимыми детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас. На моих уроках дети постигают законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения из жизни.

    Мои ученики видят в физике не «сухие» законы и формулы, а видят глазами науки красоту природы, ее гармонию. И потому любую тему, кажущуюся на первый взгляд трудной, преподношу детям как необходимую, увлекательную, тесно связанную с другими предметами и жизнью. Например, теория колебаний и волн — лучший инструмент для постижения самой сущности динамических систем, для исследования их глубинных свойств. Изучив эту тему, ученики с легкостью понимают устройство и звучание струнных музыкальных инструментов, принципы работы радиосвязи, мобильного телефона. Понятие фазового пространства позволяет увидеть все траектории системы сразу, ощутить динамику их движений. А преподнести все эти научные познания детям – большое искусство, которому я, обучая детей, учусь сама. Все это поможет нашим детям в будущей взрослой жизни.

     2017 год объявлен годом экологии. Многие темы на уроках физики связаны с ней. Например, при изучении раздела «Электричество» — проводим расчет и сравнение различных потребителей электрической энергии, с целью ее экономии (светодиодные лампы, люминесцентные лампы, лампы накаливания). Прививаю им любовь и бережное отношение к природе. Ведь эти простые на первый взгляд умения, для наших учеников становятся решением проблемы не только данного урока, но и понадобятся им в быту.  И когда мои ученики собираются на мероприятиях, я вижу, что уроки не прошли даром: на Дне здоровья в Этнографическом музее мои ученики следили за чистотой территории, не только сами, но и «поучали» малышей, при этом старались объяснять различные природные явления. Было очень интересно наблюдать, как они пытались рассчитать траекторию пути и действие силы на мяч при игре в футбол.

Каждый ученик имеет свой взгляд на мир и свое собственное мнение. Считаю, что только тогда, когда становишься интересным учителем, когда радуешься их успехам, когда совместная деятельность приносит нам удовлетворение, только тогда можно рассчитывать на взаимность, а значит, и на успешность в обучении.

       В университете меня учили работать по определенным методикам, но придя в специальную школу, а затем и в Центр дистанционного обучения мне пришлось меняться, постоянно овладевать новыми методиками, переобучаться, самосовершенствоваться, адаптироваться в новых условиях, разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей необходимых для успешной адаптации в обществе, учиться и у детей в том числе, чтобы не отставать от жизни. Уча и учась мы достигаем успешности, уверенности в завтрашнем дне, делаем шаги к совершенству, хотя совершенству нет предела.

     Не всегда все получается гладко, не все удается и детям, и мне. Но нас эти трудности не пугают, не останавливают на полпути. Мы хотим учиться познавать мир.

Комментарии закрыты